Безжизненость и мертвенность. Что страшнее?

Вот две фотографии. Вполне допускаю, что никаких спецэффектов, никакого фотошопа здесь нет. Это действительно так выглядит:

На первой фотографии Марс, четвертая планета солнечной системы. На второй — пустыня Невада (планета Земля) после почти 20 лет испытаний ядерного оружия.

Какая жутчее?

Практически каждый взрослый человек имеет одну или несколько профессий. Если вы спросите его — он вам перечислит все, кроме одной: той общей для всех нас профессии, которая называется «жизнь». Каждый осваивает эту профессию с самого рождения, и занимается ею до своего самого последнего дня. Из здравого смысла следует, что все взрослые люди должны в совершенстве владеть этой профессией, т.е. прекрасно уметь жить. Но из повседневного опыта известно, что большинство людей совершенно не умеют этого делать, и тратят жизненный ресурс бездарно и неприятно для себя и для окружающих. Видимо, этот феномен требует какого-то объяснения.

Этот текст здесь для того, чтобы мысленный взор с двух верхних фотографий не сразу перескакивал на следующую, тоже жуткую, но завораживающую. Впрочем, текст сам по себе неплох, да?

Это вид Юпитера с земной поверхности, если бы он находился на расстоянии Луны. Каждую ночь люди ссались бы от страха целыми континентами.

Снова обратимся к аналогии с парком. Допустим, садовник, руководствуясь личными представлениями об эстетике, сделал дорожки там, где считал нужным, а вокруг них посадил живую изгородь из колючих кустов, чтобы при попытке ходить как-то иначе люди в кровь обдирали себе кожу. Люди пытаются ходить там, где им удобнее, и садовнику приходится все время восстанавливать растоптанные колючие кусты, а на входе в парк обыскивать посетителей, чтобы они не пронесли сюда защитную одежду, секаторы или гербициды, и не истребили ненавистные колючки, мешающие отдыху.

Этот парк показывает общий принцип устройства классических культур со времен Древнего Египта и до современности. Любая классическая культура — это, во-первых, культ иррациональных запретов, во-вторых, культ бескредиторных обязательств, в-третьих — культ бессмысленного дискомфорта. «Нельзя!» без объясний, почему. «Ты должен!» без сообщения, кому и за что. «Страдание возвышает» без указания, над чем. Колючие кусты с обеих сторон от неудобных дорожек, по которым неприятно ходить.

Для реабилитации после пережитых потрясений предлагаю попялиться на фотографию умиротворяющую:

Впрочем, это слишком похоже на стратегический бомбардировщик. Знаете, когда бомбардировщик называют стратегическим? “…Когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие”.

Нужен еще более умиротворяющий образ. Умилотворящий. Даже няшный. А заодно мотивирующий.

Ну, если вы не можете не то что подтянуться, даже допрыгнуть до колец, и сидите уже в слезах, то и для вас есть утешение. Вас тоже кто-то любит:

И вообще, хватит за экраном торчать, там на улице лето кончается!

P.S. Цитаты, приведенные выше, взяты из так и не законченного “Трактата о садоводстве” Иори Накамуры, и культура там определяется немного более общо: …Перейдем теперь к профессии, которая называется «жизнь». Здесь тоже существуют эвристики, и они накапливаются в некотором информационном континууме, который носит название «культура». Предметной областью культуры является жизнь, поэтому эвристики культуры содержат принципы морали, права, религии, науки, образования, воспитания, семейных отношений, экономики и эстетики.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *